Саяпина Анна Германовна сайт педагога

Проект "В здоровом теле - здоровый дух!"

Актуальность проблемы.

      Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, сре­ди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения здоровья.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здо­ровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.

Поэтому  возникли вопросы: «Как мы, взрослые, можем помочь нашим детям быть действи­тельно здоровыми? Как выработать у ребенка разумное отношение к собственному организму, научить его вести здоровый образ жизни, по­мочь сохранить и улучшить здоро­вье?  Чтобы ответить на все эти вопросы был разработан данный проект.

Цель проекта: поиск оп­тимальных условий сохранения и ук­репления здоровья детей, их физи­ческого развития, снижение уровня заболеваемости и создания здоровьесберегающей среды в дошко­льном образовательном учреждени­и.

Задачи проекта:

· Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта;

· Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни;

· Оптимизировать систему оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

Вид проекта: практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, медицинский персонал, дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Продолжительность проекта: 1 год

Сроки реализации:  сентябрь 2015г.- май 2016г.

Проектная идея: Провести мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни, организации рациональной двигательной активности детей, созданию условий для реализации оздоровительных режимов.

Этапы проектной деятельности:

1.  Организационно-подготовительный этап.

· Подбор и изучение литературы.

· Анализ состоянию здоровья детей; анализ развития двигательных навыков детей;

· Введение педагогов, родителей в проблему и привлечение к сотрудничеству.

2.  этап – Основной (практический).

1)Работа с детьми:

· Бодрящая гимнастика

· Динамические паузы

· Подвижные и спортивные игры

· Пальчиковая гимнастика

· Дорожки здоровья

· Гимнастика для глаз

· Дыхательная гимнастика

· Беседы о ЗОЖ

· Физкультурные занятия

· Утренняя гимнастика

· Сюжетно-ролевые  и дидактические игры

· Досуги и развлечения

· Песочная терапия

· Стретчинг

· Игровой массаж

2) Работа с родителями:

· Круглый стол

· Родительские собрания

· Анкетирование родителей

· Консультации, буклеты

· Участие совместно с  детьми в конкурсах по изготовлению поделок.

· Акции

· Спортивные соревнования

3) Работа с педагогами:

· Тренинги

· Мастер-класс

· Консультации

· Конкурсы

· Круглый стол

3. Заключительный этап

Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.

Итоговые  результаты от реализации проекта

· Повышение профессиональной компетентности педагогов.

· Создание здоровьесберегающей среды в дошко­льном образовательном учреждени­и.

· Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий

· Снижение заболеваемости детей ДОУ.

· Итоговое мероприятие «Папа, мама, я – здоровая семья!»

 

Здоровьесберегающие  технологии в ДОУ

 

Формы работы

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственные.

 

Технологии сохранения и стимулирования  здоровья

Бодрящая гимнастика

После сна в группе каждый день.

Комплекс, состоящий  из игровых упражнений, основных движений.

Воспитатели

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.

Воспитатели.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей, используются только элементы спортивных игр.

Воспитатели,

музыкальный руководитель.

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно.

Проводится в любой удобный отрезок времени.

Воспитатели

Дорожки здоровья

После сна вся группа ежедневно.

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки.

Воспитатели.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

Рекомендуется использование наглядного  материала, показ педагога.

Воспитатели

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

Воспитатели

 

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Физкультурные занятия

Три раза в неделю в спортивном зале, на улице.

Занятия проводятся в соответствии с программой.

Воспитатели.

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. 

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.

Воспитатели.

Беседы о здоровом образе жизни.

Один раз в неделю в режимных моментах.

«Уроки здоровья для дошкольников»

Воспитатели

Сюжетно – ролевые и дидактические игры

Ежедневно

Закрепление у детей знания о здоровом образе жизни.

Воспитатели

Досуги и развлечения

Один раз в месяц в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке.

Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. 

Воспитатели, муз. Руководитель.

Физкультурные праздники

Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.

Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Нетрадиционные технологии

Песочная терапия

Используется в различных режимных моментах.

Развивает мелкую моторику рук, успокаивает и расслабляет, снимая напряжение

Воспитатели

Стретчинг

2 раза в неделю по 30 мин. В физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием

Воспитатели

Игровой массаж 

Ежедневно в режимных моментах и на занятиях.

По методике А. Уманской и К. Динейки

Воспитатели

                                               ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

№ п/п

формы

виды

1.

 

Интерактивная

 

•  анкетирование;

•  интервьюирование;

•  дискуссия;

• круглые столы;

•  консультации специалистов.

2.

Традиционная

 

•  родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;

•  семейные спортивные соревнования;

•  акция «Здоровый образ жизни»;

•  вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

3.

Просветительская

 

•  выпуск буклетов;

•  стенд «Здоровье с детства»;

•  уголок в группах.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.

ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

В семье

В ДОУ

1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей.

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.

3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек -как основу становления характера ребенка.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

6.Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.

7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача

10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.

11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.

ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

Вид работы

Ответственные

Круглый стол

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Организация в группах здоровьесберегающего пространства.


Конкурс на лучшую дидактическую игру, придуманную или сделанную своими руками.

 

Мастер-класс «Мы в ответе за здоровье детей»

Тренинг «Релаксация и снятие напряжения у педагогов»

Консультация  «Закаливание – в системе оздоровления ребенка-дошкольника».

Обмен опытом: «ЗОЖ в содержании сюжетно-ролевых игр» (организация, проведение).

 

Педагоги ДОУ

 Педагоги


Педагоги ДОУ, мл. воспитатели


Педагоги


Педагоги



Мед. сестра ДОУ

Педагоги

Список литературы:

1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

2. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

3. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.     

5. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005.

 

 

7 ноября 2016 в 05:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.