Актуальность проблемы.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Поэтому возникли вопросы: «Как мы, взрослые, можем помочь нашим детям быть действительно здоровыми? Как выработать у ребенка разумное отношение к собственному организму, научить его вести здоровый образ жизни, помочь сохранить и улучшить здоровье? Чтобы ответить на все эти вопросы был разработан данный проект.
Цель проекта: поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, снижение уровня заболеваемости и создания здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи проекта:
· Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта;
· Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни;
· Оптимизировать систему оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
Вид проекта: практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги ДОУ, медицинский персонал, дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Продолжительность проекта: 1 год
Сроки реализации: сентябрь 2015г.- май 2016г.
Проектная идея: Провести мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни, организации рациональной двигательной активности детей, созданию условий для реализации оздоровительных режимов.
Этапы проектной деятельности:
1. Организационно-подготовительный этап.
· Подбор и изучение литературы.
· Анализ состоянию здоровья детей; анализ развития двигательных навыков детей;
· Введение педагогов, родителей в проблему и привлечение к сотрудничеству.
2. этап – Основной (практический).
1)Работа с детьми:
· Бодрящая гимнастика
· Динамические паузы
· Подвижные и спортивные игры
· Пальчиковая гимнастика
· Дорожки здоровья
· Гимнастика для глаз
· Дыхательная гимнастика
· Беседы о ЗОЖ
· Физкультурные занятия
· Утренняя гимнастика
· Сюжетно-ролевые и дидактические игры
· Досуги и развлечения
· Песочная терапия
· Стретчинг
· Игровой массаж |
2) Работа с родителями:
· Круглый стол
· Родительские собрания
· Анкетирование родителей
· Консультации, буклеты
· Участие совместно с детьми в конкурсах по изготовлению поделок.
· Акции
· Спортивные соревнования
3) Работа с педагогами:
· Тренинги
· Мастер-класс
· Консультации
· Конкурсы
· Круглый стол
3. Заключительный этап
Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
Итоговые результаты от реализации проекта
· Повышение профессиональной компетентности педагогов.
· Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
· Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий
· Снижение заболеваемости детей ДОУ.
· Итоговое мероприятие «Папа, мама, я – здоровая семья!»
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Формы работы |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
Ответственные. |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
Бодрящая гимнастика |
После сна в группе каждый день. |
Комплекс, состоящий из игровых упражнений, основных движений. |
Воспитатели |
Динамические паузы |
Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей. |
Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. |
Воспитатели. |
Подвижные и спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. |
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей, используются только элементы спортивных игр. |
Воспитатели,
музыкальный руководитель. |
Пальчиковая гимнастика |
Ежедневно. |
Проводится в любой удобный отрезок времени. |
Воспитатели |
Дорожки здоровья |
После сна вся группа ежедневно. |
Обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки. |
Воспитатели. |
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки. |
Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. |
Воспитатели |
Дыхательная гимнастика |
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы. |
Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур. |
Воспитатели |
Технологии обучения здоровому образу жизни. |
Физкультурные занятия |
Три раза в неделю в спортивном зале, на улице. |
Занятия проводятся в соответствии с программой. |
Воспитатели. |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. |
Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. |
Воспитатели. |
Беседы о здоровом образе жизни. |
Один раз в неделю в режимных моментах. |
«Уроки здоровья для дошкольников» |
Воспитатели |
Сюжетно – ролевые и дидактические игры |
Ежедневно |
Закрепление у детей знания о здоровом образе жизни. |
Воспитатели |
Досуги и развлечения |
Один раз в месяц в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке. |
Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. |
Воспитатели, муз. Руководитель. |
Физкультурные праздники |
Один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. |
Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие |
Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Нетрадиционные технологии |
Песочная терапия |
Используется в различных режимных моментах. |
Развивает мелкую моторику рук, успокаивает и расслабляет, снимая напряжение |
Воспитатели |
Стретчинг |
2 раза в неделю по 30 мин. В физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. |
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием |
Воспитатели |
Игровой массаж |
Ежедневно в режимных моментах и на занятиях. |
По методике А. Уманской и К. Динейки |
Воспитатели |
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
№ п/п |
формы |
виды |
1.
|
Интерактивная
|
• анкетирование;
• интервьюирование;
• дискуссия;
• круглые столы;
• консультации специалистов. |
2. |
Традиционная
|
• родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей»;
• семейные спортивные соревнования;
• акция «Здоровый образ жизни»;
• вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита». |
3. |
Просветительская
|
• выпуск буклетов;
• стенд «Здоровье с детства»;
• уголок в группах. |
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.
ЗАДАЧИ И ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
В семье |
В ДОУ |
1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. |
1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей. |
2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. |
2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. |
3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. |
3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек -как основу становления характера ребенка. |
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. |
4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников. |
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С. |
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. |
6.Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ. |
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур. |
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом. |
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача |
10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. |
10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной. |
11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п. |
ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
Вид работы |
Ответственные |
Круглый стол
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»
Организация в группах здоровьесберегающего пространства.
Конкурс на лучшую дидактическую игру, придуманную или сделанную своими руками.
Мастер-класс «Мы в ответе за здоровье детей»
Тренинг «Релаксация и снятие напряжения у педагогов»
Консультация «Закаливание – в системе оздоровления ребенка-дошкольника».
Обмен опытом: «ЗОЖ в содержании сюжетно-ролевых игр» (организация, проведение).
|
Педагоги ДОУ
Педагоги
Педагоги ДОУ, мл. воспитатели
Педагоги
Педагоги
Мед. сестра ДОУ
Педагоги |
Список литературы:
1. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
2. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
3. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
5. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005.